855f06e4

Обмен данными


Компоненты объектной среды обычно взаимодействуют не только с объемлющим контейнером, но и между собой. Механизм событий - это одна грань такого взаимодействия. В дополнение необходима возможность обмена структурированными элементами данных.

Соответствующая спецификация [5] готовится специалистами компаний Sun Microsystems и Lotus Development. И хотя совместная работа только началась, мы сочли необходимым осветить выдвинутые предложения ввиду исключительной важности затрагиваемой темы.

Центральным понятием предлагаемых спецификаций является информационная шина. Компоненты могут подключаться к шине, помещать на нее данные (это делают поставщики) и считывать данные (это делают потребители). Обмен носит асинхронный характер: поставщик, поместив данные, не заботится о том, когда они будут считаны. Для идентификации элементов данных используются их имена.

Информационная шина описывается классом InfoBus. Методы этого класса (реализуемого в рамках виртуальной Java-машины) порождают экземпляры шины, осуществляют подключение компонентов к подходящим экземплярам, отслеживают список шин и подключенных к ним компонентов, распространяет события, обслуживающие обмен данными, и т.п. Фрагмент описания класса InfoBus представлен на листинге .

Процесс информационного взаимодействия компонентов в спецификациях InfoBus можно подразделить на пять фаз:

  • подключение к шине;
  • прослушивание шины;
  • установление контакта между поставщиком и потребителем, передача элемента данных;
  • выяснение формата элемента данных;
  • интерпретация элемента данных.

Для подключения к шине компонент должен реализовать интерфейс InfoBusMember, получить ссылку на экземпляр шины и войти в число ее членов. Фрагмент интерфейса InfoBusMember приведен на листинге . Обратим внимание, что шина, ассоциируемая с компонентом, трактуется как его свойство, изменение значения которого может отслеживаться на основе механизма событий.

Для облегчения реализации интерфейса InfoBusMember спецификации предлагают класс InfoBusMemberImpl, который, в дополнение к "обязательным", предоставляет еще два удобных метода - joinInfoBus () и leaveInfoBus () (см. листинг ).

Для реализации второй фазы (прослушивание шины) поставщик должен подписаться на информацию о запросах данных, воспользовавшись методом addDataProducer () класса InfoBus. Аналогично, потребитель должен подписаться на информацию о наличии данных, обратившись к методу addDataConsumer (). Компонент может одновременно являться и поставщиком, и потребителем (типичный пример - промежуточное звено конвейера).

Третью фазы информационного взаимодействия компонентов обслуживают преимущественно событийные объекты. В соответствии с моделью, принятой в спецификации InfoBus, поставщик оповещает потребителей о появлении нового элемента данных. Потребители запрашивают у поставщиков данные, когда в них возникает нужда. Обмен элементом данных становится возможным, если поставщик и потребитель используют для него одно и то же имя. Ответственность за надлежащий выбор имен лежит на разработчике приложения.

Класс InfoBusEvent является базовым для событийных объектов поставки/приема. Его описание приведено на листинге .

Поставщик объявляет о наличии новых данных, рассылая всем потребителям шины событийный объект класса InfoBusItemAvailableEvent. Методы этого класса позволяют получить информацию о поставщике и ассоциированный элемент данных.

Потребитель, желающий получить данные, рассылает объект класса InfoBusItemRequestedEvent, описание которого приведено на листинге . Обратим внимание на метод setDataItem, позволяющий поставщику, получившему событийный объект, "привязать" к нему элемент данных, выдав его тем самым инициатору запроса.

Формат элемента данных определяется интерфейсами, которые этот элемент реализует. Базовым интерфейсом элементов данных является DataItem, в число преемников которого входят CollectionAccess, DbAccess и др. Поскольку проблема обмена структурированными данными уже решена в рамках абстрактного оконного инструментария (пакет java.awt.datatransfer), представляется естественным и в спецификациях InfoBus пойти тем же путем, что и было сделано.

Спецификации InfoBus только начали свой путь к официальному утверждению. Многие детали еще не определены. Тем не менее, основополагающие решения приняты, и они представляются весьма удачными. В частности, понятие экземпляра шины позволяет структурировать пространство поставщиков и потребителей, уменьшая сложность системы и повышая эффективность обмена данными.




Начало  Назад  Вперед